Учитель - дефектолог Трескова Елена Юрьевна
Целью моей работы является:
- коррекция и развитие психических и познавательных процессов дошкольников (мышления, восприятия, памяти, внимания, речь). Развитие личности в целом.
Это особый тип аномального развития, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые, в большинстве случаев, компенсируются под воздействием медикаментозного лечения, специального коррекционного обучения и под влиянием временного фактора.
С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии – на выполнении заданий учебного плана.
К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.
С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, а психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер
Причинами выраженной задержки психического развития детей в большинстве случаев являются минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы, возникшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые годы жизни ребёнка , длительные хронические соматические заболевания, перенесённые в раннем детстве, а также длительная социально-культурная депривация (в частности, пребывание с момента рождения в условиях неблагополучной семьи, дома ребёнка, дошкольного детского дома) и влияние стрессовых психотравмирующих факторов.
Выявлены следующие общие для задержки психического развития различной этиологии черты:
- низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;
- незрелость эмоций и воли;
- ограниченный запас общих сведений и представлений;
- обеднённый словарный запас;
- не сформированность навыков интеллектуальной деятельности;
- не полная сформированность игровой деятельности;
- замедленное восприятие;
- трудности словесно-логических операций в мышлении;
- страдают все виды памяти;
- отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания;
- необходим более длительный период для приёма и переработки сенсорной информации;
- низкий уровень самоконтроля.
Перед началом коррекционно-развивающей работы дефектолог совместно с воспитателями изучают уровень познавательных, индивидуально-личностных и речевых особенностей каждого ребенка и определяем основные направления и содержание работы.
Работа с детьми строится в форме групповых и индивидуальных занятий.
Подгрупповые занятия проводятся по следующим разделам:
- ознакомление с окружающим миром и развитие речи
- развитие элементарных математических представлений
- Фонематика / Подготовка к обучению грамоте
Ознакомление с окружающим миром
Основная задача занятий – расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития связной речи (составление рассказов, обогащения словаря, уточнения значений слов). В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.
Развитие элементарных математических представлений
- формирование сенсорных эталонов (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
- развитие познавательных способностей (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
- развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций);
- в подготовительной группе – решение простейших арифметических действий, составление и решение задач.
Фонематика и обучение грамоте:
- развитие фонематического восприятия, внимания;
- формирование звукопроизносительной стороны речи: автоматизация и дифференциация звуков; развитие звукослоговой структуры слова;
- совершенствование грамматических (словоизменения и словообразования) и лексических (навыков связной речи) средств языка.
- формирование звукового анализа и синтеза
- Ознакомление с предложением и словом в предложении
Индивидуальная работа проводится 2 раза в неделю с каждым ребенком.
Проходит в форме игровых занятий в процессе которых происходит целенаправленное коррекционно-развивающее воздействие по преодолению имеющихся у ребенка трудностей:
- развитию основных видов памяти и внимания, восприятия и мышления, воображение;
- развитию познавательной активности, формированию учебной мотивации ;
- совершенствованию двигательных функции: общей и мелкой моторики, формированию элементарных графомоторных навыков;
- закреплению основных понятий, изученных на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени;
- закрепляю основные понятия по ранее изученным темам.
Кроме занятий с ребенком дефектолог проводит консультирование родителей, при необходимости обучает методическим приемам взаимодействия с ребенком.
Всю свою работу учитель -дефектолог строит в тесном взаимодействии с воспитателями группы и со всеми специалистами детского сада.
Если у Вас воникли вопросы ко мне Вы можете обратиться по телефону: +7 (4212) 22-94-07, или написать на эл.почту по адресу: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Методическая копилка:
Дидактические игры сделанные своими руками
Доклад к презентации Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе
Игры на кухне
Игры с суждок
Какие игрушки нужны детям
Конспект НОД по ФЭМП
Обобщение опыта. Презентация
Обобщение опыта
Презентация Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе
Проект Эти разные мячи
Развитие познавательных способностей
Ребенок познает мир через игру
фото проекта Эти разные мячи
Консультация. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей Кинезиологические упр.
Развитие внимания у старших дошкольников
Развитие памяти у дошкольников